Танцы в церкви


Комментарий составлен по статьям:

Вольфганг Бюне "Допустимо ли поклоняться Богу в танцах?"
В.Д.Юнак "Танцуют ли адвентисты?"
Алексей Коломийцев "Танцы в церкви"

А.Коломийцев: "Были ли у исторических церквей основания отказаться от практики танцев на богослужениях, или же это было просто знаком их недостаточного духовного развития?"


О каких «исторических церквях» идёт речь? Это те самые церкви, которые наряду с анафемой на музыкантов и трубадуров ввели профессиональное священство, иконопочитание, поклонение богородице и культ святых? Для всего этого у церкви тоже были основания «или же это было просто знаком их недостаточного духовного развития»?

А.Коломийцев: "Хорошо известно, что на протяжении почти девятнадцати столетий ни одна из ведущих христианских церквей, не практиковала танцы во время богослужения."


Документов первых веков не так уж много вообще, не говоря уже об упоминании танцев. Но, тем не менее их все же можно найти. Фрески в старой христианской синагоге в Газе, датируются концом второго века. На них изображены, в том числе хороводы. Есть также свидетельство Сулдеймана Забиха, арабского историка времен завоевания Иерусалима и земли Израиля мусульманами. Забих рассказывает о том, что танцы во время богослужения у христиан, вызывали серьезное недовольство у мусульман и иудеев-еретиков.

Вместе с одной из рукописей Пешитты найден текст нескольких песен прославления, на западно-арамейском языке.

В дальних пещерах Шима,
Мы предстали пред Богом, прославлять его.
Мы танцевали до рассвета и Иешуа был среди нас (как один из нас)
Мы прославляли Его танцем
Мы прославляли Его пением
А, падая ниц от усталости,
Посылали свои души прославлять Его


Страница, с этим стихом до сих пор хранится в монастыре Екатерины. Сейчас Египет и Церковь разрешили израильским специалистам осмотреть эти документы. Это всего лишь песня, но она - историческое свидетельство того, что такая традиция (прославление в танце) существовала в те времена. Некоторые исследователи датируют это песнопение, концом третьего века (сразу в начале четвертого века, христиан из Шима прогнали).
Общие сведения о Пешитте можно прочитать здесь>>>

Танцы были запрещены церковью в 680 году. В те времена верующие разделяли мнение Августина о дьявольской сущности танца. Августин, кстати, отвергал не только саму возможность Богодухновенности танца, но и музыки вообще. Похожего мнения придерживался и Кальвин, опять таки, опираясь на Августина. Запрету танцев предшествовали многочисленные споры. Эти споры сами по себе доказательство того, что для многих христиан танцы поклонения были нормой. И решение собора против них вовсе не означало ни того, что этот спор был разрешен, ни того, что в отношении танцев восторжествовала истина.
О церковных интердиктах в отношении танцев можно прочитать здесь>>>

Весьма многочисленная эфиопская церковь при подготовке служителей серьезное внимание уделяла танцам именно в богослужебном контексте. По поводу Эфиопской церкви читайте здесь>>>

Известны четыре композиции - кантики "Stella splendens" и "Cuncti simus" и реконструкции по фрескам и описаниям в литургических книгах танца смерти ("Ad mortem festinamus") и импровизационная эстампе, танцевавшаяся по особому канону с повторяющимися частями куплетов и припевов. Это то, что касается истории танца в католицизме.

В.Бюне: "Ранний этап... Церковь находилась под влиянием языческих культов. Этим можно объяснить проникновение танцев в христианство."


По-моему, предположение о проникновении в христианство танцев из иудаизма выглядит не менее убедительно. Павел утверждал, что христианство вышло из иудаизма, стало его апогеем. Он является корнем христианства (Рим.11:15-20). И,несмотря на то, что многие атрибуты иудаизма, являющиеся для христианства лишь прообразами были упразднены, Ветхий Завет и религиозное наследие евреев все еще остаются для нас примером в Богопознании и поклонении. И это наследие поклонения со времен Давида по сей день включает в себя танцы, которые можно увидеть на каждом еврейском празднике и в синагогах.
Есть множество специфических еврейских танцев с определенными названиями и по определенному поводу. Иногда они кладут друг другу руки на плечи и становятся в круг. Это называется танцем победы (или свадебным танцем). Иногда танцующие из рук образуют арку под которой проходят цепочкой. На исходе праздника кущей (суккот) есть праздник радости о Торе (Симхат Тора) тогда вытаскивают свитки торы и танцуют с ними. В этом случае восточные евреи просто крутятся на месте, а европейские танцуют что-то близкое к казачьим танцам. Мужчины и женщины никогда не танцуют вместе и мужчины не смотрят на танцующих женщин. Об этом немного можно прочитать у Рут Хэфлин здесь>>>

А.Коломийцев: "Все тексты, говорящие о танцах в Ветхом Завете, говорят о них только в социальном контексте.
Библия не приводит ни одного случая, где дети Божьи танцевали, поклоняясь Богу в храме. Единственный случай подобия религиозных плясок Израильтян описан в момент их поклонения золотому тельцу, которого они сделали, отступив от Бога (Исх.32:1-6)."


Хотелось бы узнать по каким таким признакам автор определил, что танцы Мириам (Исх.15:20) и Давида (2Цар.6:14) это именно социальный контекст, а не культовый? Мириам славословила и пророчествовала в социальном или в религиозном контексте? А танцевала она при этом в каком контексте? Перенесение ковчега в Иерусалим имело для Израиля социальное или религиозное значение? А Давид при этом танцевал исключительно из социально-бытовых соображений или нет?

А.Коломийцев: "Ветхий Завет приводит подробное описание порядка Богослужения, предписывая в деталях, то, что должно совершаться в скинии и в храме. Здесь опять, танцы вообще не упоминаются."


Да, действительно, Моисею были даны детальные указания по поводу скинии и служения в ней. И там нет ни слова о танцах. Но там также нет ни слова о пении, и игре на музыкальных инструментах. Однако Давид вводит череду певцов и призывает их прославлять Бога и в пении и на музыкальных инструментах и в танце и делать это именно в собрании святых (Пс.149:1-3). В псалме 150 Давид идет ещё дальше, призывая таким же образом поклоняться и во святилище. Далее в псалме перечисляются не виды бытовой жизни Израиля, а обычное во дни Давида служение левитов (1Пар.16), к которым в первую очередь и были обращены призывы Давида к прославлению Бога, в том числе и в танцах (ликами). А левиты олицетворяли собой не социальный, а именно богослужебный аспект жизни Израиля, т.к. вся их деятельность заключалась в служении Богу при скинии завета.
Как мог Давид, нарушить столько уставов Моисея по устроению скинии и остаться безнаказанным? И вообще, как он мог дерзнуть построить скинию, альтернативную Моисеевой? Конечно же, это не могло быть следствием его легкомыслия и безответственности, слишком свежа была ещё в памяти гибель Озы. Очевидно, поклонник Давид узнал о сердце Бога нечто такое, что позволило ему выйти за рамки ограничений законодателя Моисея.

Бог сказал о Давиде: "нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои" (Деян.13:22), и Писание не даёт нам повода предполагать, что Давид их не исполнил. Стоит обратить внимание, что Бог сказал это о человеке, которому не позволил построить храма. Духовным апогеем жизни Давида осталась его скиния. Очевидно, эта скиния и явилась исполнением хотений Бога. Почему Богу оказалось вдруг недостаточно скинии Моисеевой, которая всё это время оставалась в Гаваоне и понадобилась ещё одна? Дело в том, что скиния Моисея, а с нею и храм (её увеличинная копия), были зримым воплощением эпохи закона, а скиния Давида - эпохи благодати. Поэтому грешник Давид не мог построить храм, но поклонник Давид смог построить скинию. В храме в Божье присутствие (к ковчегу откровения) мог попасть только священник на основании праведности от закона. В скинии Давида, хотя для людей и оставался риск разделить участь Озы (ведь не было ещё искупительной крови Христа), они все же могли приходить в поклонении в Божье присутствие, уповая на Его милость. Попытка совершить поклонение в храме закончилась для царя Озии трагически. Давид же и его поклонники могли свободно поклоняться в его скинии без страха быть наказанными за своё дерзновение (Пс.28:2; 62:3) ...Как же хорошо должен был знать Давид Божье сердце, чтобы призывать людей делать в скинии то, что невозможно себе даже представить в храме.
Переводчики Библии на русский язык тоже не могли себе представить как можно славить, танцевать и играть на музыкальных инструментах во святилище, в непосредственном присутствии Бога, поэтому и перевели слово в Пс.150:1 как "святыня", а не как "святилище" (в английском переводе стоит "sanctuary" - святилище, а не "holiness" - святое, святыня). Для сравнения, это же слово переведено в Исх.26:33 как "святилище" и "Святое святых". Эта закономерность прослеживается во многих местописаниях. Везде, где действия поклонников противоречат тому, что по мнению переводчиков должно происходить во святилище, они ставят слово "святыня" (например Пс.67:25). По мнению В.П.Вихлянцева в Пс.150:1 под святыней подразумевается Иерусалим. Выражу сомнение, т.к. во всех случаях, когда под святыней нужно понимать не святилище, а что-либо иное (Иерусалим, Иуду, Сион), Писание не допускает разночтений (см. Иоил.3:17, Пс.113:2, Авд.1:17 и т.д.). Т.е. еврейское слово, переведенное в наших Библиях как "святыня", если не имеет в Писании дополнительных пояснений (например, если под святыней нужно понимать именно Иерусалим - Иоил.3:17), имеет единственно возможный перевод - "святилище" (см.Исх.26:33).

Мне кажется, что подобные мнения являются следствием представления о несовместимости Давидова поклонения со святилищем, с Божьим присутствием. Однако, в любом случае, если, по мнению Давида Божья святость прекрасно сочетается с пением, музыкой и танцами, то не вижу никаких препятствий тому, чтобы он мог призывать к подобному поклонению в Божьем присутствии в своей скинии.
Служение поклонников в скинии Давида было строго организовано. Каждый левит знал за что отвечает, под чьим началом и в какой череде поклоняется, на каком инструменте играет. Почему же тогда при устроении этого служения не было сказано ни слова о танцах и танцорах, хотя в тоже самое время мы видим как в псалмах Давид призывает левитов поклоняться в танце? Дело в том, что танцы не относились к вопросу организации служения, они являлись формой выражения поклонения. Каким инструментам играть, каким - нет, петь или танцевать, восклицать или молчать все это диктовалось не уставом Давида, а духовной и эмоциональной атмосферой конкретного времени служения. Для определения этой атмосферы были поставлены прозорливцы. Но почему, несмотря на то, что певческий устав стал частью богослужения в храме, о танцах больше не упоминается? Я думаю по той же причине, по какой перестал пополняться Псалтырь. После смерти Давида Израиль от поклонения Живому Богу постепенно скатился к служению прообразам. Певческое служение левитов, лишившись доступа в Божье присутствие, потеряв огонь и жизнь первых псалмистов, стало формальным. Поклонение, в давидовой скинии ничем неограниченное, теперь было втиснуто в жесткую структуру храмового богослужения, потеряв в свободе искренности и силе.

Мне кажется, что предназначение скинии Давида заключалось не в замещении скинии Моисея, а в пророческом предвозвещении прихода времени церкви, что и провозгласил Петр на первом соборе, утверждая, что пророчество Амоса о возрождении эпохи псалмов и танцев относится именно ко времени церкви. Это перекликается с пророчеством Иеремии, в котором Бог обещает восстановить Израиль, являвшийся прообразом церкви (Иер.31:4,13). В этом случае, наличие танцев является косвенным свидетельством благоденствия и устроенности церкви. Израиль же остался в эпохе прообразов, используя образ скинии Моисея для культовых целей, а образ скинии Давида в практике личного Богопознания. Печально видеть, как некоторые церкви пытаются точно так же совмещать в себе эти две богослужебные модели, и это в лучшем случае. Другие церкви вообще отвергают или открыто противостоят образу поклонения Давидовой скинии.
Ох уж этот Давид и его скиния! Они всегда будут камненм преткновения для тех, кто попытается канонизировать выражение поклонения, ограничить его какими-либо литургическими рамками.

В.Юнак : "Суть нового учения сводится к следующему: ...нам необходимо принять давидов стиль богослужения с песнями и плясками, о восстановлении которого говорится в вышеупомянутых текстах из Амоса и Деяний."


В.Юнак отвергает подобное понимание этого пророчества, сам при этом, почему-то отказываясь его как-либо комментировать. Отказываются его комментировать и другие противники эмоционального поклонения.
В предыдущем ответе я подробно описал мой взгляд на сущность давидовой скинии и на связанное с ним пророчество.

В.Бюне: "Если в наше время танцевальные группы поклонения становятся модными, то это в лучшем случае возвращение к старозаветным представлениям о богослужении, рассчитанном на восприятие органами чувств: осязанием, обонянием, зрением и слухом."


Пастор А.Коломийцев аргументировал отказ от танцев их несоответствием богослужебным канонам Ветхого Завета. В.Бюне напротив утверждает, что мы должны отказаться от танцев именно из-за их принадлежности этим канонам.
Мир не знал и, наверное, никогда не узнает более авторитетного учителя поклонения, чем Давид. Его псалмы всегда являлись источником вдохновения для каждого поколения поклонников. В своих псалмах он пророчески видел страдания и смерть Христа. Его псалмы неоднократно цитировал Сам Иисус. Бог запечатлел авторитет Давида Своим обещанием восстановить его скинию и обещание это было провозглашено повторно на первом общецерковном соборе. Поэтому, что касается поклонения Богу, мы можем смело доверять словам и опыту Давида, сладкого певца Израилева. Поэтому утверждение автора о том, что поклонение Давида было якобы плотским, рассчитанным исключительно на восприятие органами чувств, мягко говоря, не соответствует действительности.
Кроме того, из утверждения автора следует единственно возможный вывод: самое духовное служение, это когда люди собираются, выключают свет и полтора часа сидят в абсолютной темноте и тишине, а потом так же молча, не поднимая глаз, расходятся.

А.Коломийцев: "Новый Завет также ни разу не говорит о танцах в контексте богослужения. Описывая богослужения первой церкви, Лука говорит, что верующие пребывали: «В учении апостольском, в общении, в преломлении хлеба, и в молитве» (Деян. 2:42), опять, ни слова не сказано о танцах"


Теперь мне непонятно, что автор вкладывает в понятие богослужения. Если это четко расписанная литургия, то да, танцам в ней не место. Если же это собрание верующих, пребывающих в совместном общении, учении и хлебопреломлении, то почему они не могут вместе и поклоняться? А если могут, то почему это поклонение должно в корне отличаться от поклонения, описанного в Пс.149?
Согласно Новому Завету, личное поклонение христианина уже является богослужением, потому что он и есть храм Духа Святого. Т.е. поклонение христианина не может быть небогослужебным. Похоже, что Давид так же не разделял личного и публичного поклонения. То, как он поклонялся наедине, так же он поклонялся и в собрании. Поэтому попытка доказать "небогослужебность" танцев апелляцией к храмовому ветхозаветному служению не выдерживает критики.

В Новом Завете действительно нет прямого упоминания танцев, хотя для тех, кто хоть немного знаком с еврейским менталитетом, не составляет труда увидеть танец в таких местописаниях как Лк.19:36-40, Ин.12:12,13, Дн.3:7-9.
Однако в Лк.15:25 есть одно удивительное описание того, как танцы прекрасно вписываются во взаимоотношения Небесного Отца с Его детьми. Это описание совершенно ясно дает нам понять, что именно Бог и явился их инициатором в Своем доме: «станем есть и веселиться». Атмосфера праздника в притче Иисуса так напоминает 149-й псалом. Кстати в Пс.29:12 также говорится о том, что именно Бог стал инициатором танца псалмопевца.
По поводу отсутствия твердого учения о танцах в Новом Завете. Возьмем, например молитву, о которой, как кажется, Иисус много учил. Не так уж и много, учитывая, что нормальная молитвенная жизнь - не менее часа ежедневно. О чем, как, когда и по-скольку молиться? На коленях, или можно стоя? С покрытой головой или нет? Как именно молиться за неверующих? А за начальников? Вопросов, на которые Писание не дает конкретных ответов в такой избитой теме как молитва просто уйма. Все Библейское учение о молитве - всего лишь каркас для нашего личного богопознания под водительством Духа Святого.
Тоже самое касается и поклонения. Не так уж много мы можем узнать о поклонении из Нового Завета. Каким оно должно быть? Как его можно выражать? Сколько нужно поклоняться? Писание не дает никаких строгих рекомендаций по поводу форм и способов выражения поклонения, опять же, потому что поклонение - сугубо личное отношение. Например, так как поклонялась Иисусу Мария (Мф.26:7-13), никто больше не поклонялся и не поклоняется. А ведь Иисус поставил ее поклонение в пример будущим поколениям. Дело в том, что Он поставил в пример не способ, а отношение. Молишься ты, поешь или танцуешь - важен не способ, а отношение сердца. Способ же зависит от многих факторов, в том числе от характера и менталитета конкретного человека и поместной церкви.

А.Коломийцев: "...Это описание – яркий пример экстатического безумия, выдающегося здесь за особую форму исполнения Святым Духом. Как уже было сказано выше, Священное Писание нигде не учит о богослужебных танцах, эта практика пришла из языческого опыта экстатического поклонения духам."


Радость – это обычная человеческая эмоция. Именно Бог наделил каждого человека способностью радоваться. Выражаться радость может совершенно по разному - от лёгкой улыбки до неистового подпрыгивания. Её уровень зависит как от внешних факторов - масштаб радостного события, социально-культурная среда, так и от внутренней парадигмы - характер, образ поведения, жизненный опыт, менталитет.
Те, кто указывают на плотскую природу эмоциональности харизматического поклонения, отчасти правы, хотя бы в отношении некоторых церквей. Но при этом они забывают, что плотской может быть не только радость, но и печаль. В отношениях с Господом мы должны выражать свои чувства, а не изображать их. Подавление эмоций, равно как и их искусственное нагнетание приводит к неадекватному лицемерному поклонению.
Из-за своей гордости, нежелания выглядеть смешно в глазах людей, из-за груза грехов и жизненных проблем, мы не знали настоящей радости. Когда же Иисус отпустил измученных на свободу, эти измученные похоже попали в другое рабство – религиозности. Я не могу себе представить, чтобы приговоренный к смерти, вдруг отпущенный на свободу при этом сдержанно выражал свои эмоции. Кстати, возвращаясь к Пс.150 – слово «хвалите» может переводиться с еврейского как «дурачиться», «безумствовать». Именно так обычно выглядит детская безудержная радость, лишенная гордости и страха отвержения или радость человека, избежавшего смерти. И разве удивительно, что Бог иногда Духом Своим разрушает в нас внешние и внутренние ограничения, которых Он не устанавливал, чтобы показать нам, какими мы были сотворены. Эмоции или их отсутствие могут являться показателями искренности, но не духовности. Плач Иеремии не святее танцев Давида, а псалом 50-й не духовнее 150-го. И если бурные эмоции не соответствуют нашему пониманию святости, смирения, Богопочитания, то мы должны раз и навсегда решить для себя, кому мы будем поклоняться: Богу Священного Писания, или богу наших пониманий. Если только какая-то эмоция специально не инициирована (вдохновлена) Божьим Духом, Писание не делает одни эмоции преимущественнее других, давая нам полную свободу в выражении своего поклонения.
Тот, кто боится попасть в сети злых духов через эмоции уже находятся в их сетях. «Боязнь пред людьми ставит сеть», а страх пред Господом вовсе не лишает наше поклонение таких личностных характеристик как эмоции.
И тот, кто пытается возвести в доктрину эмоциональный стиль поклонения и тот, кто поступает так же с поклонением сдержанным будут непременно претыкаться о Давида, в чьём поклонении мы можем обнаружить как безудержную радость, так и глубочайшую скорбь; как непреклонную веру, так и пропасть неверия; как величайшие откровения, так и отчаянное непонимания путей Божьих. Всё потому, что поклонение не доктрина, а личное переживание Бога, отношение к Нему, общение с Ним. И любая попытка как-либо его упорядочить неизбежно будет приводить к потере искренности.

В.Юнак: "сегодня, согласно учения Церкви АСД, мы живем во время следственного суда. А это совершенно не подходящее время для празднования. Это как раз то время, когда в Израиле смолкали звуки музыкальных инструментов и восклицания танцующих."


Но ведь именно в Израиле и появились праздники, причём не как человеческое, но как Божье установление. Уж кто-кто, а Израиль очень хорошо знал Бога как Судью, но это не мешало ему праздновать, зная, что Божья милость превозносится над судом. Мы же, благодаря жертве Иисуса Христа служим Ему не как подследственные, но как спасённые, не для того, чтобы заработать спасение, а из-за нашей перерождённой внутренней природы. И именно уверенность в спасении позволяет нам практически исполнить повеление Павла радоваться всегда (Фил.4:4).

А.Коломийцев: "Первая проблема социальных танцев в том, что чаще всего они имеют ярко выраженный аспект похоти, концентрируясь на эротике тела, прикосновениях и т.д. Подобные способы выражения радости явно находятся на опасной территории очерченной Христом в предупреждении «всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своём» (Мф 5:28)."


Абсолютно согласен с автором. Но кто сказал, что танцы поклонения и социальные танцы это одно и тоже. У церкви есть свои танцы, свои движения, свои учителя и танцоры, исполненные веры и духа, способные отделить зерна от плевел, а не выкидывать и то и другое, чтоб уж наверняка.
Если действительно существует связь между танцами поклонения и похотью, тогда пасторам танцующих церквей не позавидуешь. На самом же деле я не думаю, что им приходится разбираться с блудом в своих общинах чаще, чем А.Коломийцеву. В противном случае, они бы уже давно отказались от танцев.
Иисус призывает нас судить о всяком человеке или деле по его плодам. Критики же танцев поклонения опираются на своё собственное субъективное восприятие и на субъективное же понимание святости, смирения, почтения, не имеющего ничего общего с Библейским контекстом. Писание нигде не даёт нам повода судить о наличии в человеке этих качеств по тому, как он выражает своё поклонение, иначе Давид оказался бы самым непочтительным и несмиренным человеком в Библии.
Если бы скептики потрудились непредвзято исследовать плоды танцев, они обнаружили бы, что через поклонение Богу в танце люди становятся более искренними и естественными, способными выражать свои чувства к Богу без страха и смущения перед людьми; что они наконец получают возможность вкусить настоящей радости, неограниченной человеческими страхами, комплексами и гордостью; что многие люди через танец смогли по настоящему ощутить себя маленькими детьми в руках любящего Отца и стали способными впервые от всего сердца со слезами на глазах сказать: "Папочка, я люблю Тебя". Есть свидетельства использования танцев в качестве инструмента исцеления, ходатайства, пророчества.
Если влияние танцев на церковь носит исключительно негативный характер, тогда где плоды этого влияния? "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду." (Матф.12:33)

В.Юнак: "Самым большим аргументом в пользу современного харизматического движения является проявление христианской любви и миссионерской активности. ...по плодам мы можем сравнивать только последователей одного вероучения. Сами же вероучения должны проверяться по другому, не менее важному принципу: "если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Исаи 8:20). И тут-то нам не составляет большого труда найти истину, потому что "какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2Кор 6:14)."


Естественно, тьмою автор называет всё, что в его представлении светом являться не может, в том числе рок (впрочем, любая громкая энергичная музыка), танцы, радость, празднование. Своё мнение В.Юнак посчитал достаточным подтвердить цитированием адвентистского трактата.
В Лк.6:44 Иисус дал нам единственный критерий оценки истинности не только последователей одного вероучения, но и самого вероучения, так как плод христианской любви это, прежде всего любовь к Господу и к Его истине.

А.Коломийцев: "Кроме возможного негативного влияния танцев на самого христианина, подобная практика может быть опасной для духовно слабых верующих вокруг него. Апостол Павел конкретно предупреждал об этом, «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14:21)."


Я не знаю ни одного случая грехопадения через танцы поклонения. Хотя я не исключаю, что некоторые могут предаваться фантазиям, глядя на какую-нибудь танцующую сестру. Но ведь дело не в танце. Фантазировать можно и глядя на сестру поющую. Проблема всегда заключалась не во внешних факторах, а во внутренней сущности человека. Сущность эту запретами изменить невозможно — плоть может найти удовлетворение даже в скорбной внешности и в аскетизме. Закон бессилен изменить нас (Рим.8:3), а измененным закон не нужен (Гал.5:22,23).
Что касается приведенного местописания, то я не думаю, что ради немощного брата, питающего слабость к спиртному, церковь должны отказываться от причастия. Вот здесь как раз Павел имел ввиду именно социальный контекст, а не Богослужебный.

В.Юнак: "Вся, казалось бы, стройная система служения празднования, которая действительно привлекает много молодых людей, делает из них ревностных миссионеров и любящих христиан, в действительности поднимает целый ряд неудобных вопросов... Во время таких служений оказываются неуместными глубокие доктринальные проповеди"


Оказывается миссионеры и любящие христиане появляются не в результате глубоких доктринальных проповедей, а в результате харизматического прославления? Такое откровение удивило бы даже самого радикального харизмата.

А.Коломийцев: "Cоциальные танцы чаще всего ассоциируются с бесшабашностью, прожиганием времени и поиском острых ощущений. Кроме того, как уже было упомянуто, их ассоциация с языческой практикой экстатического поклонения духам, делает использование танцев нежелательным для христиан вообще."


Где-то я уже это слышал:

"Гармонии следует принимать строгие и целомудренные; должно гнать возможно дальше от нашего мужественного умонастроения те изнеженные гармонии с их коленчатыми переливами, которые коварной своей изощренностью внушают людям склонность к роскоши и распущенности. Напевы же суровые, нравственные и чистые далеки от пьяной необузданности. Итак, оставим хроматические гармонии бесстыдным попойкам и пестро разодетой, как то подобает гетерам, блудливой музыке." (Климент Александрийский)

Звучит похоже, неправда ли?
Я вырос в семье балетмейстера, поэтому у меня танцы ассоциируются с искусством и с... неимоверной пахотой.
Чем человек наполнен, с тем он и ассоциирует окружающую его действительность. Например, волхв Симон ассоциировал Духа Святого с теми духовными силами, которыми пользовался сам, чтобы изумлять народ (Деян.8:19). Менеджер "Гербалайфа" может рассказать вам, что собрание церкви ничем не отличается от презентации его компании. Шаман, экстрасенс, медиум могут найти в церкви очень много такого, что перекликается с их практикой. Дело в том, что мы используем одни и теже духовные законы, только их источники у нас разные. Мы же не отказываемся от молитвы, из-за того, что она так похожа на медитацию. Мы не отказываемся от позитивного исповедания, только потому, что так делают последователи фэн-шуй. И так далее.
Я не верю, что человек, наполненный Божьим Словом, увидев танцующего для Господа христианина непременно будет ассоциировать его с шаманом, а не с Давидом.

В.Бюне: "Я опасаюсь, что танцы в богослужении - это возвращение к языческим представлениям и обрядам, с помощью которых считается возможным вызвать присутствие Божие или действие Духа Святого."


Приведу цытату известного русского богослова А.Шмемана:

"Христианство восприняло и сделало своими многие «формы» языческой религии, не только потому, что это вечные формы религии вообще, а потому еще, что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием. Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. И этой связи с «естественной» религией Церковь никогда не отрицала, только с первых же веков придавала ей смысл, обратный тому, который видят в ней современные историки религий. Для этих последних все объясняется «заимствованиями» и «влияниями», Церковь же устами Тертуллиана всегда утверждала, что человеческая душа «по природе - христианка», и потому даже «естественная» религия, даже само язычество есть только извращение чего-то по природе истинного и благого. Принимая любую «форму», Церковь - в своем сознании - возвращала Богу то, что Ему по праву принадлежит, всегда и во всем восстанавливая «падший образ»."

Т.е. речь идет не о заимоствовании языческих форм поклонения, а о наполнении этих форм первоначальным, истинным содержанием. Согласно Тертуллиану, любые творческие и душевные порывы изначально были заложены в человека Богом. И только потом, в результате грехопадения они были извращены, искажены язычеством.

В.Бюне: "Объяснять танцы поклонения старозаветными текстами так же бессмысленно, как оправдывать законом истребление врагов Божиих мечом. В псалме 149 мы встречаем воззвание к прославлению Бога с ликами, а также к истреблению врагов Божиих мечом."


Подобное отношение автора к Ветхому Завету, ставит ряд вопросов. На каком основании, совершенно обоснованно отвергнув ветхозаветный образ храмового служения, противники эмоционального поклонения отвергли так же и тысячелетний опыт выражения поклонения наиболее посвященных верующих, таких как Давид? Почему, беря в пример отношение Давида к Богу они игнорируют то, как это отношение выражалось? По какому принципу они отбирают из Ветхого Завета то, что может быть перенесено в практику их личного богопознания?
Прославление Бога и истребление врагов понятия из совершенно разных категорий, которые невозможно сравнивать. Поклонение - это выражение отношения к Богу. И мне непонятно, почему имея то же отношение к Господу, что и у Давида, мы должны совершенно по-другому его выражать.

В.Юнак: "Что мы теряем, отказываясь танцевать? Возможно, помимо социального аспекта общения, мы теряем всего-лишь еще одну возможность расслабиться и отвлечься от суеты и заботы нашей суровой действительности."


Подобные рассуждения сродни разглагольствованиям повара, который никогда не пробовал соли: "Ну разве станет этот суп хуже, если в него не добавить соли?"
Давид исполнял все хотения Господа (Деян.13:22), а не только те, которые были предписаны законом и установлениями Моисеевой скинии. Именно поэтому появилась скиния Давидова с поющими и танцующими поклонниками.
"Вот тут Давид поклонялся свято и почтительно. А вот тут – не свято и непочтительно" - кто мы такие, чтобы оценивать то, что уже оценил Сам Господь (Деян.13:22, Ам.9:11, 2Цар.23:1)!
Отфильтровывая Писание своим пониманием, мы рискуем лишить Господа радости наслаждения нашим поклонением во всей его полноте, а себя - инструмента Его познания.

Дата: 22.2.07 | Автор: К.Лирик | Рубрики: , | Комментарии: 0 »
blog comments powered by Disqus