Пророческое поклонение

(FS) 2002 К.Лирик

Новое вино

В 1999-м году мы переехали с женой из г. Норильска в г. Минск и стали членами поместной церкви. В Норильске я был лидером поклонения и естественно, что и в Минске я оказался в музыкальном служении.

Мне посчастливилось увидеть, как Бог кардинальным образом изменяет видение и само служение поклонения. Я еще застал все атрибуты классического служения с хором, репетициями по партиям, с четко расписанным репертуаром. Но потом, с подачи пастора вся команда музыкантов под руководством директора музыкального служения включилась в поиск того нового, что принято сегодня называть пророческим поклонением.

Все внимание лидеров было направлено на создание крепкого костяка музыкантов, способных двигаться в спонтанном поклонении. Естественно, что оставшийся без внимания хор стал быстро редеть и, в конце концов, осталась небольшая группа поклонников, из которых был составлен бэк-вокал. Иногда пастор даже не проповедовал. Все время служения было посвящено поклонению и молитве. Так как опыт подобного поклонения в церкви был невелик, многие общецерковные служения стали похожи на трудные роды. Я понимал что происходит, так как переживал нечто подобное в личном поклонении. Но для многих людей в церкви, привыкших слепо следовать за лидером, поклонение во время служения превратилось в ожидание знакомой песни из старого репертуара, когда б они могли точно знать, что, как и когда нужно петь. Молитвенный поиск, некоторая неопределенность, незнакомая музыка и слова, рождающиеся прямо на служении приводили многих в замешательство. И хотя пастор и лидеры постоянно учили людей о необходимости перехода церкви от концертных программ к личному поклонению каждого человека, люди не могли так просто отказаться от привычного пассивного образа поведения во время поклонения.

Когда я был лидером поклонения, готовясь к служению, я ломал голову над тем, что необходимо сделать во время служения, чтобы получить желаемый отклик от людей. У каждого лидера поклонения есть набор "рычагов" и "кнопок",нажимая на которые они добиваются определенной эмоциональной атмосферы в церкви. Мой бывший пастор во время служения часто демонстративно не поклонялся, а в упор смотрел на меня или на церковь, давая таким образом понять, что поклонение никуда не годится, так как ни ему, ни церкви не хочется поклоняться. Тогда я должен был что-то срочно менять. Я менял песни, темп, призывал людей к поклонению или исполнял церковный хит (песню, которая всем нравилась). Естественно, что ни о каком личном поклонении не могло быть и речи, я пытался угодить людям. Но в сердце я мечтал о Божьем присутствии, о поклоняющихся христианах, которых не нужно убеждать на каждом служении, что они должны поклоняться.

И теперь, когда я оказался вовлеченным в этот поиск реального Божьего присутствия в минской церкви, глядя на то, с каким упорством и жаждой его ищет команда музыкантов, я был в восторге. Кроме того, я имел внутреннее убеждение: то, что мы делаем, нравится Господу. Поэтому реакция людей не имела значения. Бог сказал мне в молитве: "Когда приходит новое вино, всегда будут порванные мехи". Всегда будут люди не готовые принимать изменения и меняться. Задача лидеров подготовить людей к поиску и принятию нового вина, чтобы порванных мехов оказалось меньше. Молюсь, чтобы то, что я пишу, послужило этой цели. В моей церкви переход к пророческому поклонению уже приносит свои плоды.

Определение

В последние несколько лет пророческое поклонение получает все большее распространение. Как же определить, какое поклонение является пророческим, а какое нет? Достаточно ли отступления от намеченного репертуара и спонтанного исполнения песен для того, чтобы назвать поклонение пророческим?

Вообще, я думаю, что термин "пророческое поклонение" несколько некорректен. В Писании есть масса примеров связи поклонения с даром пророчества (4Цар.3:15,16). С приходом же Духа Святого (Ин.16:13,14) поклонение становится неразделимым с пророческим помазанием. В самом широком смысле, пророческое поклонение - это когда Дух Святой, производя Свою работу в нашем духе, побуждает нас поклоняться определенным образом. При этом Он назидает нас или использует нас для назидания церкви. Но ведь любое другое служение не задействующее наш дух не только не является пророческим, но согласно определению Иисуса Христа (Ин.4:23) вообще не является истинным поклонением, в лучшем случае - это жертва хвалы. Поэтому, в идеале, истинное новозаветное поклонение не может быть не пророческим. Именно к такому поклонению я и стремлюсь в своей молитвенной жизни. Только такое поклонение несет действительную силу и присутствие, только такое поклонение никогда не надоедает, так как восполняет нашу потребность в общении с Творцом. И, наконец, только такое поклонение может удовлетворить Господа.

Чем же отличается поклонение в духе (пророческое) от того, что мы привыкли видеть на традиционных собраниях? Чтобы лучше понять это, представим наше служение хвалы и поклонения в виде скинии.

Внешний двор

С хвалой и славословиями шумной дружной толпой мы входим через "ворота Благодарения" во внешний двор (Пс.99:4). Здесь священники приносят жертвы. И точно так же как Израиль внимательно следил за действиями священников, церковь следит за своим лидером поклонения, чтобы следовать за ним в жертвоприношении хвалы.

Во внешнем дворе мы чувствуем себя комфортно. Здесь все привычно и знакомо. Не нужно быть особо проницательным, чтобы понять, что нужно делать, что и как нужно петь и куда двигаться. Достаточно следить за лидером и делать то, что делают окружающие. Знакомые песни со словами, спроецированными на стену, лидер постоянно возбуждающий наши эмоции и говорящий, что нам необходимо делать: когда поднять руки или крикнуть "Аллилуйя!". Все знают, после какой песни будут собирать пожертвования и сколько времени займет служение прославления. Все очень удобно, чинно, красиво.

Звучит последний аккорд и люди садятся на свои места, очевидно считая, что уже попали во Святое Святых, а возбужденные чувства - это следствие действия помазания. Справив религиозную нужду жертвоприношением хвалы, удовлетворенная церковь переходит к следующей части собрания.

Стоп! Неужели это все?! Или должно быть что-то еще? Ведь это только внешний двор!

Святое

Вход во святилище - "путь истины", коренным образом отличается от входа во внешний двор. Теперь меня никто не ведет. Я вхожу самостоятельно, лично, один.
В какой момент служения это происходит? В любой! При этом церковь во главе с лидером может остаться снаружи.

Как это должно выглядеть внешне? Все равно! Вход происходит, когда я полностью сосредотачиваюсь на Господе, когда то, что я пою и говорю, становится моим личным переживанием. Это происходит в сердце и внешне может никак на мне не отобразиться.
Весь этот путь - от жертвенника во внешнем дворе до завесы во Святом Святых называется освящением. Каждый предмет на этом пути - это этап нашего освящения. Есть прекрасные учения об этом. Я же просто перечислю эти этапы.

Жертвенник - наше тело (Рим.12:1), умывальник - наши дела и пути (Евр.10:22), светильник - наш разум (Рим.12:2), стол для хлебов - наша воля, жертвенник курений - наши эмоции. Двигаясь от предмета к предмету, мы постепенно посвящаем Богу всю свою жизнь, все аспекты своего естества. Единственным освещением при этом является семисвечник - символ Духа Святого. Если мы посмотрим, из чего было сделано покрытие скинии, то станет очевидным, что снаружи свет не проникал абсолютно. Это означает, что двигаться здесь мы можем только под руководством Духа Святого, всякое человеческое руководство осталось снаружи.

Всякий раз, в молитве и поклонении каждый из нас проходит этот путь. Насколько быстро мы его проходим, зависит от того, сколько раз мы побывали здесь до этого.
Многие христиане остаются во внешнем дворе. Другие входят во Святилище, но останавливаются у одного из предметов скинии не желая посвятить какую-то часть своей жизни Господу. Недостаток посвящения и ущербная молитвенная жизнь как раз и являются основными причинами, которые не дают людям войти в благодать истинного поклонения. Еще одна причина уже упоминалась - когда мы принимаем внешний двор за Святое Святых ("то, что мы имеем это все, что Бог приготовил для нас").

Когда же мы, наконец, доходим до завесы, мы останавливаемся у жертвенника курений. Он символизирует собой поклонение. Вот где только начинается настоящее поклонение. Означает ли это, что, не добравшись до жертвенника курений, я не могу поклоняться? Конечно, нет! Именно в поклонении мы и проходим весь этот путь. Истинный поклонник это тот, кому никогда не бывает достаточно Бога. Он в непрестанном поиске большей славы. Поэтому, он как может, освящает свою жизнь, зная, что без святости не сможет увидеть Господа. Поклонниками нас делает не достижение определенного уровня познания и святости, а страсть по Богу.

Святое Святых

Перед жертвенником курений священник зажигал кадильницу, протягивал руку за завесу и кадил во Святом Святых до тех пор, пока дым не становился достаточно густым. Истинное поклонение наполняло сокровенное место дымом и давало возможность находиться в Божьем присутствии и оставаться в живых. Во внешнем дворе мы движемся видением, своими чувствами, следуя за лидером и наблюдая, как прославляет вся церковь. Мы просто к этому присоединяемся. Во Святом Святых, когда к полумраку скинии добавляется еще и густое облако дыма жертвенного курения становится невозможным полагаться на свой слух или свои глаза. Здесь нет лидера кроме Духа Святого, здесь нет иного хождения кроме личного познания путей Бога, здесь мы двигаемся на ощупь, гадательно, смутно различая в своем сердце присутствие и действие Бога. Мы движемся тем смелее, чем чаще посещаем это место. Мы направляемся к ковчегу - престолу славы.

Был ли я сам во Святом Святых? Я действительно переживал Божье присутствие, я плакал от счастья, я получал откровения и пророчества, я служил под помазанием, но я понимаю, что большинство наших переживаний в поклонении это всего лишь слабый ветерок из-за завесы, приглашающий войти нас внутрь. Все, что происходит в жизни христианина: покаяние, исцеление тела, эмоций, чувств, приход помазания и силы - все это предназначено подготовить нас для входа во Святое Святых. Многие останавливаются во внешнем дворе, думая, что душевное и физическое благополучие, помазание и служение - это конечная цель. Затем и других мы приводим туда же. Многие, получившие исцеление и наделенные дарами, начинают служить тем, кто во внешнем дворе, прекращая искать большего или, ища только помазания и силы, забывая истинное предназначение всего этого - подготовить нас ко входу за завесу.

В одном собрании могут быть люди, которые вошли в истинное поклонение и те, кто остался снаружи, во внешнем дворе. Они могут петь те же песни, повторять те же слова, подражать тем, кто движется на ощупь. Но это похоже на то, как если бы люди во внешнем дворе, прислушивась к тому, что происходит в скинии, пытались вторить тем, кто там находится. Но они будут знать Господа только со слов тех, кто побывал во Святом Святых.
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его… (Откр.11:1,2)


Пример Израиля

Исполняя волю Бога, Моисей велел фараону отпустить его народ в пустыню для поклонения Господу (Исх.7:16). Но разве он не собирался вести их в Ханаан? Нет! Моисей понимал, что Ханаан без Божьего присутствия не имеет никакой ценности, и избавление народа из Египта теряло всякий смысл. Он вел их во Святое Святых - на Хорив, где сам впервые повстречался с Господом.

В Исх.15:20 мы видим потрясающую картину прославления сотен тысяч женщин. Они были так благодарны Богу за Его чудеса! Они думали, что всегда будут послушны Ему и никогда не будут своим ропотом Его раздражать. Но уже две строчки ниже этого места Писания мы читаем об их ропоте и недовольстве. Все последующие события показали, что Израиль вышел из Египта только польстившись на молоко и мед Ханаана. Но когда оказалось, что это не так легко, они захотели вернуться назад в Египет. Поэтому, перед тем, как ввести народ во Святое Святых, на Хорив, Бог повелел им освятиться - отказаться от своих эгоистичных желаний и собственных планов. Да, да! Бог хотел, чтобы на гору взошел весь народ, а не только Моисей (Исх.19:10-11,13)! Но они не захотели, предпочитая лучше быть во внешнем дворе, но с Египтом в сердцах, чем в присутствии Славы (Исх.20:18-21). Прославление Бога Израилем возле Красного моря было не чем иным, как танцами во внешнем дворе. Но от поклонения во Святом Святых они отказались. Плоти нравится пребывать в хвале перед завесой, но для поклонения в духе необходимо искреннее покаяние и освящение, так как только в дыме такого поклонения мы сможем войти за завесу.

Оставляя за собой право распоряжаться собственной жизнью и самостоятельно принимать все решения, продолжая черпать удовлетворение и удовольствия из источников мира, мы лишаем себя возможности вкусить истинного поклонения.

Пример Аарона

Аарон удостоился чести быть персонально приглашенным Богом подняться вместе с Моисеем на гору (Исх.19:24). Но, как и Израиль, он отказался, предпочитая поклоняться издали (Исх.24:1-2). И более того, он ослушался прямого указания Моисея не спускаться в стан, а ждать его возвращения с вершины на определенном месте, на высоте, где был оставлен Моисеем вместе со старейшинами (Исх.24:14). Почему Аарон спустился к народу?

Стан символизирует собой церковь, поклоняющуюся во внешнем дворе. Аарон любил свой народ. Ему было комфортно находиться среди него, где все привычно и знакомо с детства. Долгое время поклоняясь так, как поклоняется вся церковь, нам бывает очень тяжело подняться на новый уровень взаимоотношений с Богом, оторваться от привычного образа поклонения, чтобы идти за теми, кто, как и Моисей, направляется во Святое Святых.

Но что в конечном итоге происходит с теми, кто поклоняется в стане, отказываясь подниматься на гору? Для Аарона и Израиля это закончилось поклонением тельцу. Это было естественным. Аарон, не вошедший в Божье присутствие, и видевший Его славу лишь издали, не имел собственного откровения о Божественной сущности, поэтому он воспользовался представлениями египтян о том, каким должен быть Бог - и у него "вышел этот телец" (Исх.32:24).

Когда мы поклоняемся во внешнем дворе, отказываясь двигаться дальше, наше представление о Боге оказывается немногим лучше Ааронова тельца. Без близкого общения с Господом мы будем поклоняться тому образу Бога, который сформирован нашими друзьями, нашими церквями, нашими пасторами, но не нашим откровением Божьей славы. Этот образ, вероятнее всего, будет весьма угоден нашей плоти. Точно так же как телец поощрял тяготение Израиля к Египту, этот ущербный образ Бога будет снисходителен к нашим грехам и мирским привязанностям. Бог Святого Святых отличается от "бога внешнего двора". Поклонение Ему требует освящения. Поклонение во Святом Святых изменяет нас, в то время как поклонение во внешнем дворе изменяет образ Бога в нас.

Куда делись дары?

1Кор.14 написано Павлом церкви в Коринфе, с целью как-то упорядочить применение духовных даров в собрании. Почему это послание так трудно приложить к собраниям в наших современных церквях? Не потому ли, что кроме языков и упорядочивать-то нечего? Поэтому стихи 26-33 вообще никак не воспринимаются, как будто и написаны не для нас. Но Павел пишет, что именно в моем собрании должен быть весь спектр духовных даров: спонтанное поклонение, поочередные пророчества, истолкования, поучения, назидания, а не только языки и проповедь. Ведь у каждого из нас "есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование", поэтому "так бывает во всех церквах у святых". Заметьте, Павел пишет, что все это уже есть, а не должно быть у нас. Все дело в том, что эти дары не проявляются и не служат к назиданию всей церкви, а тихо загибаются внутри каждого из нас. Почему? Просто так построены наши служения. Они не предполагают проявления личной инициативы верующего. За каждую часть собрания отвечает определенный служитель, на которого и ложится вся ответственность за нее: пастор проповедует, дьякон учит о пожертвованиях, лидер прославления ведет церковь в поклонении.

Как я уже описывал выше, мне посчастливилось участвовать в служении, которое все-таки предполагает проявление инициативы, если и не любого человека в зале, то хотя бы любого члена команды поклонников на сцене, когда каждый может стать лидером. Практически это воплощается довольно просто: во время свободного спонтанного поклонения, тот член команды, который чувствует побуждение двигаться в определенном направлении, начинает петь молиться или играть на инструменте, постепенно выходя на передний план общего поклонения. Лидер в этой ситуации принимает на себя роль администратора или дирижера определяя и показывая за кем будет двигаться команда. Можно себе только представить, какой уровень взаимоотношений должен быть внутри такой команды. Чем выше уровень доверия, открытости и смирения у поклонников, тем легче им двигаться в подобном поклонении.

Мне хорошо знакомо соперничество и зависть в группе прославления, скрытая борьба за микрофоны, дробление на касты. Несомненно, что при переходе к пророческому поклонению все эти проблемы всплывут наружу и многие могут даже оставить служение. Есть и другая проблема - в спонтанном пророческом поклонении прямо во время служения может вылезти много плотского. Думаю, что боязнь предоставить ответственность неопытным поклонникам и останавливает многих лидеров от подобных экспериментов с формой служения. Но ничто так не стимулирует духовный рост, ничто так сильно не побуждает людей искать Бога, как ответственность. Да и потом, как мы научимся отличать плотское от духовного не допуская ошибок.

Поэтому переход поклонников из внешнего двора внутрь скинии, который произойдет, как уже говорилось выше, через освящение и покаяние повлечет за собой существенное изменение формы и структуры служения.

Ответственность лидера

Лидеры поклонения очень часто больше сосредоточены на том, как вести в поклонении церковь, чем на собственном сердечном его выражении. Получается, что они пытаются угождать людям, а не Богу. Существует стереотип, что лидер поклонения, выходя на сцену должен всем своим видом показывать уверенность в том, что он точно знает, куда нужно двигаться. При этом открытость, искренность, внешняя уязвимость и зависимость от Господа, крайняя нужда в Божьем присутствии, отражающиеся на всем, что делает лидер на сцене, и делающие его весьма уязвимым в глазах людей, могут быть восприняты как проявление слабости - следствие плохой подготовки к служению.

Я вовсе не призываю к отказу от планирования, когда при подготовке к служению в молитвенном поиске команда поклонников получает направление. Я призываю к тому, чтобы этот поиск не прекращался и на сцене, чтобы церковь могла присоединиться не просто к домашней заготовке, а к поклонению Богу, который "здесь и сейчас". И не от лидера, а от Самого Бога каждый должен услышать: "Вот путь, иди по нему". Перед служением я молюсь:
"Господи, у меня есть план служения. Но я не доверяю собственной духовной зрелости и способности слышать Тебя. Прежде всего, я хочу быть ведомым, а не ведущим, поклонником, а не лидером. Поэтому я вверяю себя Твоей благодати и прошу, независимо от человеческих способностей и планов, через мое служение или независимо от него, яви Свое драгоценное присутствие каждому, кто придет на собрание, чтобы все вместе мы могли искренне поклоняться Тебе."

Люди должны увидеть, что поклонение и хвала - это не только радостные эмоции и переживания. Это также борьба, поиск, движение наощупь. Они должны видеть, как лидер с готовностью меняет ход служения, отказываясь от намеченного плана, если не чувствует Божьего присутствия. Подход "если не чувствуешь водительства - продолжай согласно намеченному плану" не всегда срабатывает. Водительства нужно искать.
Самые яркие переживания Божьего присутствия посещали меня не на служении, а в моей молитвенной комнате. Почему? Может быть, потому что большинство служений были построены по принципу: "Прославляй, несмотря ни на что! Бог здесь, хотя ты Его и не ощущаешь!". Я зажмуривался и прославлял, внутренне повторяя: "Ты здесь! Ты здесь! Ты здесь!".

В своей молитвенной комнате, если я не слышал Его, не ощущал Его руководства, я начинал искать. И если то, что я делал, не несло жизни и Божьего присутствия, я менял подход и пробовал что-то другое: петь, танцевать, исповедоваться, ожидать и так далее. И так до тех пор, пока не находил русло благодати. Часто ничего не находил. Но зато когда находил, это неизменно становилось тем, о чем я всегда с благодарностью вспоминал и вспоминаю в тяжелые периоды моей жизни.

В своем личном поклонении многие христиане разочаровываются, как мне кажется из-за того, что не получают того эмоционального удовлетворения, которое получают на служении. Другие начинают принимать атмосферу радости и эйфории за Божье присутствие, хотя это всего лишь психологический закон - получение мысленного удовлетворения от эмоционального возбуждения путем искусственной стимуляции. И лидерам поклонения нужно быть очень внимательными и чувствительными к Духу, чтобы не подменять Божье помазание дешевым психологическим манипулированием. Люди не научены, как открывать сердца в личном поклонении для поиска Божьего руководства, так как на служениях видят иной образ поклонения, которому легко следовать в собрании, но который очень часто не приносит удовлетворения в молитвенной комнате. То, как команда поклонников ищет русла благодати остается для них за кулисами служения.

Посвящение поклонника

Что происходит в наших церквях во время поклонения? Мы видим, как на сцену выходит лидер поклонения, мы верим, что до этого он хорошо помолился, получил направление от Господа, в соответствии с этим подготовил и отрепетировал с музыкантами и хором репертуар, поэтому за ним можно с уверенностью двигаться в хвале и поклонении. Группа прославления становится посредником между Богом и церковью. Такое положение вещей вырабатывает у паствы потребительское отношение, которое никак не побуждает людей искать Господа, чтобы получить Его руководство и быть использованными Им. Я голосую за другой образ поклонения, когда на сцену выходят не просто всезнающие, а ищущие поклонники. Своим служением они предлагают не безоговорочно следовать разработанной ими схеме служения, а присоединиться к ним в поиске Божьего присутствия и Его воли для себя и для церкви в это конкретное время служения.
Традиционная форма проведения поклонения вырабатывает у людей стереотип, привычку поклоняться определенным образом. Они привыкают к лидеру поклонения, к его стилю и любая новизна приводит их в смущение и замешательство. Кроме того, люди, долгое время лишенные инициативы и возможности выбирать, как им поклоняться, получив, наконец, такую возможность, просто не будут знать, как распоряжаться предоставленной свободой. В нашей церкви было время, многие переставали поклоняться вообще, когда начиналось свободное, спонтанное поклонение и молитва, они садились и со скукой наблюдали за происходящим. Это проблема людей внешнего двора.

Но отсутствие должного посвящения можно увидеть не только в зале. Меня всегда огорчает, когда поклонники, исполнив свою часть служения, покинув сцену, начинают болтать на посторонние темы, считая, очевидно, что на этом их служение закончилось. Они не ищут Бога и не молятся, чтобы Он продолжал Свою работу в сердцах людей. Конечно сомнительно, что они побывали во Святом Святых, тогда бы они еще долго оставались под впечатлением пережитого там.

Ответственность посвященного поклонника заключается в том, что когда он выходит на сцену, его служение не начинается, а продолжается, и когда он покидает ее - оно не заканчивается. Инициатива посвященного поклонника заключается в том, что он всегда ожидает и ищет того, чтобы Бог его использовал в любой момент времени. Схема построения пророческого поклонения должна предполагать, что Святой Дух может начать двигаться через любого члена команды поклонников. Естественно, что поклонники должны к этому готовиться заранее в своих молитвенных комнатах. Когда мы выходим служить народу Божьему, мы уже должны быть во Святом Святых. Конечно, это невозможно, если команда собирается за пять минут до служения.

Наше посвящение и личный опыт поклонения во Святом Святых уменьшат нашу зависимость от лидера и команды поклонников. По-моему, идеальное поклонение - это поклонение без лидера, который бы постоянно возбуждал нас, рассказывая и показывая, как нужно поклоняться.
…Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1Иоан.2:27)

…И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер.31:34)

…и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Иоан.6:45)

…и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. (Ис.30:21)

Но не будем впадать в крайности. Сказать, что в поклонении не нужен лидер, это все равно, что сказать - церкви не нужен пастор. Ведь он специально и поставлен Богом на это место, и наделен способностью вести церковь в поклонении. Не нужно забывать, что в церкви есть люди разного духовного возраста, есть раненые, согрешившие, находящиеся в тяжелом духовном состоянии. Да и каждый из нас, время от времени по различным причинам оказывается в состоянии невосприимчивости к Духу Святому, и тогда Бог побуждает лидера поклонения взять нас за руку. Просто это не должно становиться для нас правилом "ибо все, водимые Духом Божиим (а не лидером поклонения), суть сыны Божии" (Рим.8:14). Команда музыкантов во главе с лидером поклонения создают атмосферу для личного поклонения каждого из нас. А уж как мы будем двигаться в этом облаке дыма, зависит от нашего освящения и посвящения, от нашего личного познания путей Господа.

Но нужно также понимать - несмотря на то, что поклонение является личным переживанием, тем не менее, мы не просто яркие индивидуальности, двигающиеся каждая в своем направлении, мы единый организм, с единым видением, собранные вместе для определенной цели.

Русло полконения

Русло - углубление в грунте, по которому течёт водный поток; направление, путь развития чего-нибудь.

В Иез.47:1 написано, что водный поток, символизирующий Божье присутствие, тек в определенном направлении - на восток, и по определенному руслу - из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. Это место Писания часто приводят в качестве иллюстрации поклонения.

Существуют церкви разного духовного уровня, который определяется духовным уровнем пастора и разного призвания и видения, которое определяется тем, что Бог открывает пастору о предназначении данной поместной церкви. Кроме того, есть времена, в которые Бог акцентирует внимание пастора и паствы на конкретных аспектах духовной жизни общины, на определенном учении или на какой-то проблеме. Или когда Бог открывает нечто новое, побуждая церковь двигаться в глубокие воды. Это и есть русло, в которое Бог направляет конкретную церковь в конкретное время. И это отражается на всех сферах деятельности церкви и в первую очередь на поклонении. Наилучшая ситуация - это когда лидер поклонения поет о том, что горит в сердце пастора. Речь не идет о бездумном соглашательстве и безоговорочном принятии мнений и откровений пастора. Мне нравится позиция лидера поклонения Андрея Кочкина - когда его пастор Алексей Ледяев горячо молится и плачет о чем-либо, и Андрей не переживает того же, он молится до тех пор, пока это не приходит и в его сердце.

Манна в Писании также символизирует откровение Божьего присутствия (Исх.16:15,16). Собирать ее - это личная ответственность каждого. У Израиля не было централизованных пунктов раздачи манны. Но все же, делать это они могли только в определенном месте, так как в то время манна выпадала не по всему лицу земли, а только там, где находился стан Израиля, символизирующий церковь. Сегодня, когда здесь стоит стан - здесь выпадает и манна. Завтра, когда стана здесь не будет - здесь не будет и манны. Для того, чтобы своевременно получать истинную духовную пищу, быть на острие воли Божьей, мне необходимо знать, где, на каком этапе находится моя поместная церковь. Когда я стал членом поместной церкви, я не просто присоединился к человеку или к служению поклонения, я присоединился к видению. Я согласился с тем, что Бог призвал меня именно сюда и наделил меня способностями для исполнения моей части в этом видении. Как же узнать где сейчас находится церковь? В каком русле движется? Я слушаю проповеди пастора, читаю то, что он предлагает. Я постоянно интересуюсь у своего лидера (в моем случае, это директор музыкального служения) как движется команда поклонения, какие новые откровения к нему приходят. Живое участие в жизни церкви и своей домашней группы позволяет быть в курсе того, какую работу Бог производит среди Своего народа.

Когда ты знаешь общее направление движения церкви, думаешь об этом, живешь этим, молишься об этом, тогда не составляет большого труда войти в русло пророческого поклонения церкви. Достаточно услышать, о чем поет, молится или говорит лидер и это рождает отклик в твоем сердце. Если же такого отклика нет, тогда я поклоняюсь и молюсь так, как чувствую или же слушаю лидера и свое сердце и ожидаю как священник перед завесой, когда Дух Святой возьмет меня во Святое Святых. В любом случае, всеми силами души я направляю свои мысли к Господу. Пророческое поклонение, побуждает нас искать личных отношений с Тем, Кому мы поклоняемся. Если этого в моей жизни нет, то тогда естественно, что мне не будет понятен тот образ поклонения, который не предлагает готовой формулы, и я всегда буду недоволен этим непонятным дымом, который мешает воспринимать Божью славу моими эмоциями и физическими чувствами.
…ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим.8:14)


Новая песня

…пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием (Пс.32:3)

Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля (Пс.95:1)

Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. (Пс.97:1)

Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе (Пс.143:9)

Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. (Пс.149:1)

Новая - свежая, недавняя, неизвестная, не бывшая в употреблении.

Практически все псалмы - это реакция псалмопевца на какое-то откровение, свидетельство или событие:

Пс.3:1 - бегство Давида от Авессалома;
Пс.7:1 - песнь по делу Хуса;
Пс.9:1 - по смерти Лабена
и т.д.

Что-то вроде "что вижу - то пою". Подобное отношение превращает псалом в молитву-размышление о Божьих и человеческих путях, о Его величии. Такой псалом дает явное ощущение незримого присутствия Бога, Он как бы становится не просто объектом поклонения, а собеседником.

В личном поклонении очень часто я не могу петь песни, исполняемые на служении. Они не выражают моего внутреннего состояния. В пении я могу начать изливать свое сердце или молиться о чем-либо. Это псалмы-однодневки, актуальные только для меня и только в конкретное время. Но иногда, таким образом рождаются четверостишия и куплеты, к которым я еще много раз возвращаюсь впоследствии и даже могу спеть их на домашней группе:
Возьми всю жизнь мою
В жертву святую угодную,
Возьми всю жизнь мою -
Её без остатка
Тебе, мой Иисус отдаю.

Слава Господу за языки. Это так чудесно петь на них, когда затрудняешься с выбором песни или направления для поклонения. Мелодия не так важна. Иногда эта мелодия какой-нибудь песни, но чаще она появляется сама собой, как и языки.
В поклонении мы должны петь и говорить Богу свое отношение. Поэтому в спонтанном поклонении есть особенная прелесть, ведь исполняя заученные песни так легко не задумываться о смысле того, о чем поешь. Тогда остается форма, а наши мысли витают где-то в другом месте.
...и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. (Пс.39:4)


Дата: 30.1.10 | Автор: К.Лирик | Рубрики: | Комментарии: 1 »
blog comments powered by Disqus